Наши преподаватели о своем студенчестве и выборе научной карьеры

Мы провели опрос с целью узнать всю правду: что побудило наших преподавателей посвятить свою жизнь стремлению каждый день, каждую минуту узнавать что-то новое и делиться этими знаниями с другими? Что осталось в памяти на­всегда и дало стремление идти вперед?

"Любовь к науке – это любовь к истине, поэтому честность является основной добродетелью ученого". Фраза Людвига фон Фейербаха прекрасно описывает великое искусство, тяжелейший труд и полезнейшее занятие наших респондентов.

эмблема юрфака


НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА ИЛЬЮТЧЕНКО
к.ю.н., доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора
"В студенческие годы я не задумыва­лась о том, посвящу ли себя науке в будущем, мне просто очень нрави­лось учиться и заниматься другими вне­учебными занятиями – у нас были неве­роятно интересные кружки на кафедре уголовного процесса! Что вдохновило меня? Мне очень нравилась моя пре­подавательница, профессор Элеонора Федоровна Куцова, и мне, безусловно, хотелось следовать ее примеру. На мою дальнейшую судьбу повлияли и два дру­гих профессора – Евгений Алексеевич Суханов и Гамлет Амаякович Атанесян. У них были потрясающие лекции!
Однажды я попала в такую интерес­ную ситуацию: на научную работу, на­писанную мной, пришел ответ: « К со­жалению, мы вынуждены исключить вас из этических соображений, так как работа написана не вами», на мой во­прос «А кем?» я услышала свою деви­чью фамилию! Этот случай я до сих пор вспоминаю с улыбкой."
 
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ПРИСТАНСКИЙ
к.ю.н., доцент кафедры истории государства и права
"Как показывает мой опыт, уже на первом курсе студенту важно опре­делиться в направлении, в общих перспективах будущей деятельности и своих интересах. Постараться выбрать то направление, которое действительно именно вам интересно. Здесь – с самого начала – чем меньше вы будете думать о будущих больших деньгах, тем боль­ше шансов на глубокое удовлетворе­ние к концу жизни, когда вы (в отличие о многих других) будете заниматься лю­бимым делом, и вам за это еще и будут платить (правда, не очень много).
Мне с самого начала студенческой жизни было понятно, что моя стезя – история государства и права. Некоторое время (до третьего курса) у меня были колебания между зарубежной и отече­ственной историей государства и права. Окончательным решением стала история зарубежная. И вся моя дальнейшая на­учная и преподавательская деятельность была связана с нею.
В своей жизни одним из важных и думаю, интересных и поучительных моментов для сегодняшних студентов я считаю поступление в аспирантуру. Так вышло, что на одно место по кафедре претендовал не только я, но и одна очень сильная студентка. Мы с ней готовились вместе к вступительным экзаменам, по­могали друг другу, обменивались име­ющимися материалами, но понимали, что являемся самыми, что ни на есть, настоящими конкурентами – и возьмут только одного.
Так вышло, что все экзамены мы сдали одинаково (отлично). И, в конечном сче­те, нас обоих зачислили в аспирантуру. Эта студентка сегодня – одна из самых известных и лучших преподавателей нашей кафедры, сейчас уже профессор, чудесная Т.Е. Новицкая."
 

СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА КАРЕЛИНА 
д.ю.н., профессор кафедры предпринимательского права
"У меня был замечательный учитель – профессор, доктор юридических на­ук Анатолий Григорьевич Быков, основатель нашей кафедры. Именно он привил мне любовь к преподаванию. Он всегда говорил мне о том, что работать юристом, в общем-то, могут многие, а преподавать – далеко не все. Действи­тельно, преподаватель, тем более юри­дического факультета МГУ – не просто человек с высшим юридическим обра­зованием. Это педагог с большой бук­вы, психолог, который всегда в курсе по­следних событий, причем из совершенно разных областей, потому что студенты МГУ – особая категория студентов, это люди очень интересующиеся, высокоин­теллектуальные; преподавателю нужно всегда соответствовать им.
Передо мной не вставал вопрос о том, куда идти после окончания юрфака – я поступила в аспирантуру, закончила ее и горжусь тем, что была первой аспи­ранткой кафедры предприниматель­ского права. Безумно люблю свое дело, люблю студентов, и всегда, выпуская очередной курс, мне грустно расставать­ся с ними, потому что каждому своему студенту я отдаю частичку своего сердца и души – без этого нельзя!"

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ТЕКУТЬЕВ
преподаватель кафедры предпринимательского права
"Мне кажется, когда речь заходит о при­нятии важного решения, всегда имеет место комплекс факторов, каждый из которых в разной степени влияет на окончательный выбор. В слу­чае с поступлением в аспирантуру это желание продлить студенческую жизнь, не терять связь с университетом и ка­федрой, интерес к преподавательской деятельности, а также к университет­ской среде в целом. Огромное влияние на мое решение оказал А. Е. Молотни­ков, сумевший найти нужные слова, чтобы убедить меня не торопиться пополнять многочисленную армию «офисного планктона», а попробовать себя в преподавании и науке.
Если говорить об интересном случае, то вспоминается первый курс, когда Историю отечественного государства и права в нашей группе вела Галина Анатольевна Кутьина. Ни для кого не секрет, что сдать экзамен Галине Ана­тольевне задача архисложная, а для многих и невыполнимая, поэтому на экзамене я решил пойти на неболь­шую психологическую хитрость, сказав перед ответом, что в случае, если полу­чу отличную оценку, то сходу искупа­юсь в фонтане возле 1 ГУМА, надеясь, что желание преподавателя увидеть такое «зрелище» сыграет в мою пользу. Трудно сказать, стало ли это решающим фактором или я действительно хорошо ответил на вопросы своего билета, но отличную оценку я к своему удивлению получил, и обещание пришлось выпол­нять, тем более что за показательным «заплывом» собрались понаблюдать как осведомленные друзья-однокурсники и просто прохожие, так и преподаватели кафедры ИОГП, наблюдавшие за проис­ходящим из окна кафедры. И хотя пого­да в тот день была достаточно холодная, а домой пришлось ехать мокрым, это было весело и круто!"
 
ДМИТРИЙ ГЕРМАНОВИЧ ШУСТРОВ
к.ю.н., младший научный сотрудник кафедры конституционного и муниципального права
"При поступлении в МГУ я не хотел и не собирался заниматься науч­ной деятельностью. Я, как и любой молодой человек того возраста, меч­тал стать прокурором, чтобы бороться с преступностью и приносить пользу го­сударству. Но, когда во втором семестре первого курса начался курс «Конститу­ционное право» (общая часть), который вела у нас Н.А. Богданова, я влюбился в предмет. Все это сподвигло меня на то, чтобы начать интенсивно познавать науку, ну и сместить свои профессио­нальные приоритеты в пользу научной деятельности.
У нас был очень своеобразный препо­даватель – А.И. Старченко. О его мане­рах (в широком смысле слова) ходили, а быть может, и нынче ходят, легенды. Экзамен, назначенный на 14.00, начался в 22.15! Перед этим он принимал экза­мен в ряде групп. Когда он принимал экзамен в последней из предшествую­щих моей групп, он наставил N-ое ко­личество «лебедей» (а одной барышне – финальную третью двойку в зачётке, что означало автоматическое отчисление). Выходя из аудитории, этот профессор, имевший вид сказочного дедушки, обра­тил внимание на меня, читающего (как молитвослов перед казнью) его учебник, и ласково мне сказал: «Читаешь... Ну читай, читай, это полезно... быть мо­жет и поможет...» Эта фраза прозвучала где-то в 22.00. и мои ощущения в тот момент сложно передать! В аудиторию для сдачи экзамена я вошёл примерно в 22.40. Финальным вопросом для меня был вопрос об общем между вертолётом, Карлсоном и пропеллером и объяснение этого средствами логики… Я получил «хорошо» и приехал счастливым домой за полночь!
Первое преподавательское впечатле­ние я получил ещё в студенческие годы, когда один из профессоров кафедры по­просил меня – студента 4 курса – прове­сти семинар по теме «Конституционный Суд РФ» для студентов 2 курса. Помню своё смятение... и смятение группы, ког­да к ним пришёл я – мальчик ненамного старше них, похожий на Гарри Поттера."
 
РОМАН МИХАЙЛОВИЧ ЯНКОВСКИЙ
преподаватель кафедры предпринимательского права
"Прежде всего, говоря о науке, важ­но отличать «социальную» ис­следовательскую деятельность от естественнонаучной. Ведь мы, юристы, занимаемся на самом деле странной сме­сью ремесла, исследований и искусства, совмещая разнородные вводные и кон­струируя решения сложных систем. Мне кажется, право похоже на архитектуру в этом смысле: существует несколько ус­ловий, которые необходимо примирить в рамках концепции, сделав это достаточ­но элегантно в соответствии с личной и профессиональной требовательностью.
Что же касается непосредственно ре­шения заняться наукой – после оконча­ния университета я понял, что не хочу идти в юридическую фирму, где прихо­дится решать достаточно однотипные задачи в сложной психологической об­становке. Альтернативой были теоре­тические исследования, что оказалось ближе к моим ожиданиям от профес­сии – конечно, я не колебался. Те, кто решал сложные задачи, поймут: когда пытаешься примирить в голове множе­ство противоречивых переменных, хо­дишь из угла в угол и размышляешь над тем, как решить какой-то теоретический вопрос, всегда наступает такой момент, когда кусочки мозаики сами склады­ваются в голове. Это может быть днем, ночью, во сне, на улице или дома, и ты понимаешь: вот, есть решение! Это чув­ство «эврики» бесконечно прекрасно и, наверное, него мы и занимаемся наукой."
 
 
АЛЕКСАНДР ТРЕФИЛОВ
аспирант кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора
"Я решил связать себя с юриспруден­цией, ещё когда был школьником. Меня привлекала работа следовате­лем (или другая работа в криминальной области) и, мечтая о ней, я решил пойти учиться на юридический факультет МГУ, чтобы тщательно изучить уголовный процесс и уголовное право.
Мечта пока не сбылась, но я посте­пенно иду к ней. Мои студенческие годы с первого же дня были невероят­но яркими и интересными. Выделить какие-либо отдельные события трудно, но, в частности, мне запомнилось, как на 4 курсе я принял участие во Всерос­сийской студенческой олимпиаде по уголовному праву и процессу, которая в тот год проходила в Хабаровске. Не­сколько дней проживания в аэропорту, обусловленные нефинансированием данной поездки, только прибавили мне уверенности и я смог отстоять честь моего факультета по обоим пред­метам."
 
Опрос проводили: Анастасия Паничева (313 гр.),
Александра Турова (313 гр.),
Анастасия Медведева (313 гр.)

По материалам журнала "ПРИМ", выпуск 7.
http://www.predprim.ru/stud-lajf/zhurnaly/65-prim/356-prim2